Герб ВГУ

Университет

Университет / Документы / Концепция формирования и развития ИТ-кластера на территории Воронежской области

Концепция формирования и развития ИТ-кластера на территории Воронежской области

Пояснительная записка к Концепции формирования и развития ИТ-кластера на территории Воронежской области

При разработке Концепции формирования и развития ИТ-кластера на территории Воронежской области (Концепция) использовался успешный российский и зарубежный опыт (ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка», американские и израильские фонды и компании: «BootCamp Ventures», «GreylockPartners», «Craftcapital», «Tamir Fishman Group», другие).

В предлагаемой Концепции в соответствии с кластерной методологией предусмотрены следующие стадии жизненного цикла – агломерация, возникающий кластер, развивающийся кластер, зрелый кластер и стадия трансформации.

На сегодняшний день можно констатировать, что первый этап создания ИТ-кластера под названием «Агломерация» (протокластер) пройден. Развитие регионального ИТ-кластера перешло в следующую стадию  жизненного цикла – в стадию «Возникающий кластер», что ознаменовалось созданием в марте 2011 Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области (Ассоциация).

Для осуществления перехода в развитии ИТ-кластера от стадии «Возникающий кластер» к стадии «Развивающийся кластер» потребуются серьезные организационно-правовые и финансовые усилия и 1,5–2 года, а переход к стадии «Зрелый кластер»– 3–4 года. На стадии «Зрелый кластер» должен быть построен и вступить в действие Бизнес-инкубатор и ИТ-технопарк Воронежского госуниверситета (ВГУ), произойти интеграция вузовской сети области и начать функционировать сервисные и иные компании, обеспечивающие нормальную работу резидентов ИТ-кластера. Для данного перехода необходимо провести аудит регионального законодательства, направленного на поддержку бизнеса и инноваций, и обеспечить реализацию всех предусмотренных льгот и преференций для предприятий ИТ-отрасли. Неэффективные расходы государственных и бюджетных организаций на ИТ-проекты должны быть вынесены на аутсорсинг, а проведение конкурсов и тендеров на создание софтверных продуктов и оказание ИТ-услуг должно стать прозрачным и привлекательным именно для воронежских предприятий ИТ-отрасли при активном привлечении экспертов Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области, ведущих ВУЗов региона и научно-исследовательских организаций. Необходимо осуществить массовый переход к использованию свободно распространяемых программных средств.

Чтобы реализовать стадию «Зрелый кластер», т.е. сформировать за счет привлечения бюджетных средств и партнерства с бизнесом экосистему ИТ-кластера, потребуются серьезные изменения условий ведения ИТ-бизнеса и развития бизнес-среды, активизация действий органов государственной исполнительной власти и муниципалитетов Воронежской области по созданию инновационной экономики в регионе. Так, например, должны быть развиты механизмы предоставления (на конкурсной основе или на основе экспертной оценки) грантов, льгот и субсидий резидентам ИТ-технопарка и бизнес-инкубатора ВГУ и т.д.

Для реализации возможностей государственного-частного партнерства в ИT-кластере при его переходе в стадию «Зрелый кластер» Воронежской области необходимо принять региональный закон об ИT-кластере и долгосрочную областную целевую программу, которая установила бы меры государственной поддержки для предприятий и проектов ИT-кластера, определила бы формы государственно-частного партнерства в этой сфере. Кроме того, в соответствии с настоящей Концепцией долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011–2015 годы» должна быть в значительной мере модернизирована и расширена.

Предприятия Воронежского ИТ-кластера будут развивать в первую очередь заказные инновации, которые возникают как следствие решения конкретной проблемы конкретного заказчика, преимущественно расположенного на территории Воронежской области. Предприятиям области надо сначала научиться создавать инновации, потом их продавать, и только потом серийно производить (создание – продажа – серия). На начальном этапе управление заказными инновациями для участников ИТ-кластера согласно Концепции должно обеспечивать областное казенное учреждение «Агентство по инновациям и развитию», государственное бюджетное учреждение «Центр кластерного развития Воронежской области» и участники Ассоциации предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области,  в т.ч., и за счет создания Интернет-портала, подобного «Apps4all» (www.apps4all.ru), «SvoiBiz» (www.svoibiz.org) или «TechStars» (www.techstars.com).

Одновременно при выборе приоритетных направлений развития ИТ для создаваемого ИТ-кластера на территории Воронежской области необходимо ориентироваться на те направления развития ИТ, которые обладают высоким потенциалом успеха и вероятностью получения  существенных (прорывных) результатов уже в ближайшем будущем, что будет способствовать  развитию инновационной экосистемы внутри Воронежской области и заложит фундамент для российского лидерства в сфере ИТ. При этом предлагается ориентироваться на  приоритетные направления развития ИТ, определенные для ИТ-кластера инновационного центра «Сколково», что позволит резидентам воронежского ИТ-кластера получить льготы и гранты, предусмотренные № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» и правилами проекта инновационного центра «Сколково». Таким образом, это будет еще одним приоритетным направлением развития ИТ-кластера.

Концепцией предусмотрено, что уполномоченным органом ИТ-кластера является областное казенное учреждение «Агентство по инновациям и развитию» (государственный заказчик Программы развития регионального сегмента ИТ), а уполномоченной организацией ИТ-кластера – Ассоциация предприятий информационно-коммуникационных технологий Воронежской области. Обязанности данных организаций вкратце описываются в Концепции.

В результате строительства и запуска инновационной ИТ-системы Воронежская область сможет в полной мере использовать свой потенциал и перестать быть дотационной. Растущие доходы бюджета помогут развивать социальную сферу (здравоохранение, образование, культура, строительство мостов, дорог и т.д.).

Поскольку предусматривается создание как новых ИТ-бизнесов, так и эффективное использование существующей промышленности, развитие ИТ-кластера будет способствовать созданию новых рабочих мест с высокой производительностью и достойной оплатой труда, наполнению консолидированного бюджета и росту доходов населения региона.

Когда воронежский ИТ-кластер сформируется в полной мере, необходимо добиться того, чтобы он стал самым эффективным ИТ-кластером в России, чтобы все жители региона могли им гордиться и чтобы воронежский ИТ-кластер стал еще одним имиджевым брендом Воронежской области.

С уважением,  
Президент Ассоциации предприятий  
ИКТ Воронежской области  
В.Н. Журавлев  

 При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
 © Воронежский государственный университет • 1997–2016
Почтовая система • Вебмастер • Пресс-служба • СЭД Тезис 
© Веб-лаборатория УЦИ ВГУ