В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы на территории Воронежского государственного университета при создании безбарьерной среды учитываются потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями слуха;
- с ограничением двигательных функций.
Регулярно проводится мониторинг инвалидов и студентов с ОВЗ по программам высшего образования.
На 01.10.2015 в Воронежском государственном университете обучается 89 студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ по программам высшего образования. Из них по слуху – 2 человека (имеют индивидуальные аппараты), по зрению – 8 (из них 2 с ОВЗ на факультете ФиПси – один человек перемещается в сопровождении матери, имеет индивидуальную технику Брайля, второй – имеет остаточное зрение, имеет индивидуальную технику Брайля), с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 18 (из них 2 с ОВЗ: ПММ – колясочник, обучение на дому по индивидуальному плану; юридический факультет – заочник, 6 курс д/с), общее заболевание – 27 человек, у 34 человек категория не указана.
Ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах поступления, обучения (по всем курсам и направлениям отдельно), при выпуске. В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с этих лиц собираются заявления о необходимости предоставления специального материально-технического обеспечения образовательного процесса и обучения по специализированной адаптационной образовательной программе высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры) и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса.
Исходя из этих данных, ведется работа по созданию доступной среды, а также осуществляется педагогическое, психологическое и социальное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ.
В июле было подготовлено техническое задание на закупку необходимого технического оборудования по созданию доступной среды.
Перечень оборудования для формирования универсальной безбарьерной физической среды в ФГБОУ ВО ВГУ
№ |
Оборудование |
Количество |
1 |
Мобильная система перемещения инвалида-колясочника (в комплекте подъемник лестничный гусеничный мобильный ТО9 «Roby» PPP+ беспроводная система вызова помощника «Пульсар-3» в комплектации AaCn) |
1 |
2 |
Контрастные полосы на ступени |
100 м |
3 |
Трафарет для отрисовки знака стоянки для инвалидов |
1 |
4 |
Знак «Парковка для инвалидов» 2 знака в комплекте и крепеж к ним |
4 |
5 |
Комплект информационных рельефных знаков для людей с ограниченными возможностями |
136 |
6 |
Комплект информационных рельефных знаков для людей с ограниченными возможностями |
19 |
7 |
Наклейки информационные на клеящейся основе
(круг желтый 150/150) |
60 |
Перечень оборудования для создания условий инклюзивного образовательного процесса в ФГБОУ ВО ВГУ
№ |
Оборудование |
Количество |
1 |
Дисплей Брайля ALVA 640 Comfort |
2 |
2 |
Программное обеспечение экранного доступа DolphinSuperNovaAccess |
1 |
3 |
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля Cyclone |
1 |
4 |
Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля Trident |
1 |
5 |
Акустическая система FrontRowtoGo |
1 |
6 |
Клавиатура адаптированная с крупными кнопками +пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводная с ресивером для беспроводной связи |
1 |
В августе совместно с Отделом закупок прошел аукцион по закупке технического оборудования по созданию доступной среды.
В сентябре оборудование было доставлено и установлено техническое оборудование.
На территории Воронежского государственного университета обеспечен доступ к зданиям и сооружениям (корпуса, общежития), оборудованы санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий:
№ п/п |
Здания и сооружения |
Вход в здание корпуса
(пандус) |
Санитарно-гигиеническое помещение |
1 |
Учебный корпус № 1 |
имеется + мобильная система перемещения инвалида-колясочника (подъемник лестничный) |
имеется (1 этаж) |
2 |
Учебный корпус № 2 |
нет |
нет |
3 |
Учебный корпус № 3 |
имеется |
нет |
4 |
Учебный корпус № 4 |
нет |
нет |
5 |
Учебный корпус № 5 |
имеется |
имеется (1 этаж) |
6 |
Учебный корпус № 5а |
нет |
нет |
7 |
Учебный корпус № 6 |
в работе |
в работе |
8 |
Учебный корпус № 7 |
нет |
нет |
9 |
Учебный корпус № 8 |
имеется, улучшается |
имеется (1 этаж) |
10 |
Учебный корпус № 9 |
имеется |
в работе |
11 |
Учебный корпус № 10 |
нет |
нет |
12 |
Общежитие № 1 |
имеется |
нет |
13 |
Общежитие № 9 |
имеется + мобильная система перемещения инвалида-колясочника (подъемник лестничный) |
имеется (1 этаж) |
По пути движения оборудуются таблички информационно-навигационной поддержки (пиктограммы доступности): «Доступность для инвалидов всех категорий», «Доступность для инвалидов в креслах-колясках», «Место для инвалидов, пожилых людей с детьми», «Лифт для инвалидов», «Пути эвакуации, вход в помещение», «Выход из помещения», «Душ», «Аптечка», «Туалет для инвалидов», «Доступность для инвалидов по слуху», «Осторожно! Ограниченная ширина прохода», «Осторожно! Крутой подъем!», «Осторожно! Препятствие», «Осторожно! Крутой спуск», «Осторожно! Лестница вверх», «Осторожно! Лестница вниз», «Информационный стенд», «Гардероб», «Лифт», «Медпункт», «Банк. Банкомат», «Столовая», «Доступ к сети интернет», «Осторожно-малозаметное препятствие!», «Осторожно-скользкий пол!», «Осторожно! Опасность!».
Выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов (главный корпус ВГУ (парковка) и парковка у факультета журналистики (учебный корпус № 6).
Для студентов с нарушениями слуха в доступной форме акустическая система Front Row to Go (главный корпус ВГУ, переносная, можно использовать по запросу в любой аудитории). Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения.
В отделе обслуживания естественных факультетов (Университетская площадь, 1 – главный корпус ВГУ, 1 этаж) оборудовано рабочее место для студентов с нарушениями зрения: дисплей Брайля, принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля, программа невизуального доступа к информации, программа-синтезатор речи (программное обеспечение Dolphin SuperNova Access Suite), а также для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата установлено альтернативное устройство ввода информации (клавиатура адаптированная с крупными кнопками, пластиковая накладка, разделяющая клавиши, беспроводниковая с ресивером для беспроводной связи).
В отделе обслуживания экономического факультета (Хользунова, 40 – учебный корпус № 5а) также оборудовано рабочее место для студентов с нарушением зрения: дисплей Брайля, принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля, программа невизуального доступа к информации, программа-синтезатор речи (программное обеспечение Dolphin SuperNova Access Suite).
По решению Ученого совета Университета от 03.06.2015.был создан Центр инклюзивного образования ФГБОУ ВО ВГУ.
Основой целью ЦИО является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и студентов с ОВЗ по программам высшего образования. Под созданием условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и студентов с ОВЗ по программам высшего образования понимается создание доступной среды, а также осуществление педагогического, психологического и социального сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Педагогическое сопровождение направлено на коррекцию взаимодействия преподаватель-студент-инвалид в учебном процессе, консультирование преподавателей и сотрудников по психофизиологическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений.
- Психологическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
- Социальное сопровождение – совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, а так же создание в вузе толерантной социокультурной среды.
В университете продолжается работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений.
Приемная комиссия (в течение календарного года)
Факультеты: биолого-почвенный, геологический, математический, прикладной математики, информатики и механики, физический и химический
Общеуниверситетские структуры: ректорат, администрация университета, профкомы, бухгалтерия, управление кадрами, отдел аспирантуры, абонемент ЗНБ ВГУ, читальные залы, кафедра физического воспитания, площадка № 2 Центра Интернет
Музеи: геологический, исторический, ботанический, зоологический |
 |
|
 |
Факультеты: экономический и географический
Общеуниверситетские структуры: абонемент ЗНБ ВГУ |
|
Факультеты: журналистики
Общеуниверситетские структуры: институт международного образования, рабфак (для русских граждан), актовый зал, воскресная школа юных журналистов, абонемент ЦНБ ВГУ |
Факультеты: исторический, международных отношений |
Факультеты: романо-германской филологии, философии и психологии, военного образования |
|